естиций от собственно бизнеса является количество вашего времени, которое затрачивается на деятельность: принятие решений, управление, контроль и другие мероприятия в рамках бизнеса. Чем больше времени у вас уходит, тем ближе ваша деятельность к бизнесу; чем меньше времени, тем ближе ваша деятельность к инвестициям.
Занимаясь бизнесом, вы, в первую очередь, вкладываете в него свое ВРЕМЯ. Денежные вложения в бизнес могут быть значительными, а могут быть минимальными. Есть множество примеров того, как бизнес начинается практически с нулевых начальных финансовых вложений.
Если же вы занимаетесь инвестициями, то вы, напротив, в первую очередь, вкладываете свои ДЕНЬГИ. А затраты вашего личного времени могут быть как минимальными, так и существенными.
Поэтому далее в рамках курса я буду называть инвестициями вложения в такой бизнес, в котором работаете НЕ ВЫ, который работает без вашего участия. Так называемые «производственные инвестиции» я буду относить не к инвестициям, а просто к вложениям в бизнес. Например, я не буду рассматривать в качестве инвестиций покупку новой бензопилы для строительства дач (сама бензопила денег не приносит, еще придется строить дачи) или покупку бисера для плетения из него украшений (сам по себе бисер денег не даст, украшения еще придется плести). И вообще любую покупку активов для бизнеса, в котором ЛИЧНО ВАМ придется РАБОТАТЬ, чтобы получить отдачу в денежном выражении.
Нет ничего плохого в инвестициях в собственный бизнес (которые часто называют «производственными инвестициями»). Однако для анализа полезности производственных инвестиций их придется рассматривать не по законам инвестиций, а по законам бизнеса (нужна ли вам новая бензопила, или и без нее справитесь?). Поэтому мы оставим такие инвестиции за рамками нашего курса, а будем рассматривать лишь такие инвестиции, в которых затраты вашего собственного времени стремятся к минимуму.
Нет необходимости заниматься бизнесом самому
Организовать собственный бизнес – дело непростое. Требует опыта, сил, ежедневных затрат времени, напряжения, рисков, общения с клиентами, подчиненными, налоговой инспекцией и прочими сопутствующими бизнесу особенностями. Да еще и далеко не каждый человек предрасположен заниматься бизнесом…
Я вовсе не отговариваю вас от своего бизнеса. Однако хочу заметить, что для приумножения ваших денежных средств лично заниматься бизнесом нет необходимости.
Представьте, что вы уже построили бизнес — машину для производства денег, уверенно увеличивающую вложенные в нее денежные средства. Если вы вложите $100, то через год на выходе получите $200. А если вы вложите $10 000, то через год на выходе получите $20 000.
При этом капитал завтра больше, чем капитал сегодня. Помним, что нас интересует получение прибыли.
Что вы в этом случае захотите сделать? Предполагаю, что вы захотите увеличить сумму инвестиций. Например, вложить $100 000, и получить через год $200 000.
Но что, если вы пока сейчас не располагаете свободной суммой в $100 000? Но при этом знаете, что такая сумма имеется в распоряжении вашего соседа? Думаю, вы придете к соседу и предложите сделку: «Одолжи мне сейчас $100 000, а я тебе через год верну, ну, скажем, $150000». В накладе вы не останетесь. Ведь у вас уже есть денежная машина, которая, как вы знаете, поможет вам «сделать» за год $200 000. Из них $150 000 вы вернете соседу, а $50 000 станут вашей чистой прибылью.
А возможно, вы расскажете вашему соседу о потенциальных рисках и прибылях вашего бизнеса и предложите стать его соучредителем. То есть дать вам денег не в долг, а на условиях получения доли от будущих прибылей бизнеса. И это также будет обоюдно выгодно. Как вам, так и соседу.
Точно так же рассуждают владельцы любого работающего бизнеса. Если прибыльный бизнес позволяет увеличивать масштабы, то грамотный предприниматель будет стремиться привлекать для развития бизнеса чужие средства, средства инвесторов.
Бизнес заинтересован в ваших инвестициях. Когда западные консультанты анализируют работу фирм, они смотрят, выбирает ли фирма все доступные ей на данном уровне развития заемные ресурсы или ресурсы, которые можно привлечь в бизнес через дополнительную эмиссию акций. Если нет, то советом будет увеличить активность по привлечению в бизнес заемных или акционерных денежных средств.
Итак: бизнес нуждается в инвестициях и готов поделиться с вами прибылью. Для того чтобы инвестировать в бизнес, нет необходимости самому заниматься им.
И что еще важнее (и об этом мы еще будем говорить дальше), количество таких бизнесов, желающих привлечь для ускорения своего развития ваши денежные ресурсы очень и очень велико. Возможно, пока вы даже не осознаете, насколько оно велико и разнообразно.
Все внимание на бизнес!
«Я становлюсь лучше, как инвестор, потому что я – бизнесмен,
и становлюсь лучшим бизнесменом, поскольку являюсь инвестором»
Уоррен Баффет
Почему я так упорно обращаю ваше внимание на то, что за инвестициями стоит бизнес? Дело в том, что успешность и надежность ваших инвестиций в первую очередь зависит от успешности и надежности бизнеса, который стоит за этими инвестициями.
Далее мы будем говорить про различные формы инвестиций, однако, уже сейчас я хочу отметить, что главное — это не форма, а содержание. То, что внешне выглядит очень похоже, может кардинально отличаться друг от друга по сути. За инвестициями всегда стоит бизнес, этот бизнес может быть хорошим и плохим, и именно от этого зависит успех ваших инвестиций. Важны различия, которые с первого взгляда обычно не видно.
Например, представьте две очень похожие друг на друга стройплощадки. Две разные строительные фирмы рядом друг с другом возводят жилые дома. Поставлены заборы, вырыты котлованы, работают люди и техника. На заборах развешены красочные плакаты с информацией о том, как и где можно приобрести квартиры в этих строящемся доме. Однако проходит время, и одна из строительных компании выполняет свои обязательства, возводит свой дом, и сдает его будущим жильцам. А вторая фирма оказывается очередной «социальной инициативой», вкладчики которой останутся без жилья и денег, и еще долгие годы будут ходить на митинги с плакатами.
Или, к примеру, вы покупаете с целью инвестиций векселя — красивые бумажки с водяными знаками, подписями и печатями. Внешне они могут быть похожи друг на друга. Но за одним векселем стоит надежный бизнес, который выполнит свои обязательства, за другим векселем стоит контора, которая лопнет и обязательства не выполнит.
Если же вы будете заниматься покупкой и продажей акций через Интернет, то внешние различия будут еще менее заметны. В длинном списке на экране монитора вы увидите названия акций многих предприятий. Несколькими нажатиями мышки можно выбрать из списка понравившуюся акцию, посмотреть на графиках предыдущие движения ее цены, и, наконец, купить ее. Выбор огромен. Только как выбрать, ведь на экране все так похоже? А потом стоимость одних акций пойдет вверх и принесет вам прибыль, а стоимость других, напротив, упадет и приведет вас к убыткам.
Что лучше – прямые инвестиции в капитал или покупка акций на бирже? Куда выгоднее вкладываться — в облигации или в векселя? Или, может быть, лучше хранить деньги на банковском депозите? Что надежнее — ПИФы (паевые инвестиционные фонды) или ОФБУ (общие фонды банковского управления)? Такие вопросы часто можно услышать от начинающих неопытных инвесторов. Правильный ответ – все это не столь важно. Гораздо важнее, какой бизнес стоит за венчурными инвестициями или акциям? Кто выпустил облигации или векселя? Что за банк предлагает вам открыть депозит? И кто и по каким принципам управляет заинтересовавшим вас ПИФом или ОФБУ?
Важны нюансы, не заметные с первого взгляда детали. Не менее важны, чем в следующем анекдоте:
Бабуля в аптеке спрашивает у стоящего за прилавком молодого продавца:
- Сынок, есть хлористый калий?
- Хлористого нет. Есть цианистый.
- Сынок, а в чем разница?
- Разница – семь копеек.
Так и в инвестициях: разница в семь копеек на этапе покупки может обернуться фатальными различиями через некоторое время.
К сожалению, мне неоднократно приходилось сталкиваться с людьми, для которых главным критерием инвестиционных вложений служило качество полиграфии рекламных буклетов фирмы или частота мелькания рекламы на телеканалах. Заканчиваются подобные такие инвестиции, как правило, печально.